Бородин В.

       Зарисовки одного отпуска.

Бородин Вадим

Человек на этой планете, как мы считаем, является умнейшим существом, способным думать, заниматься самоанализом, анализировать те или иные поступки, заложенные в нас природой данные.

Однако, живя в тесном мире себе подобных, по определенным жизненным однотипным установкам, отклонение от которых обществом воспринимается, как правило, негативно, мы становимся живыми роботами: заложниками работы, семьи, общества.



И ведь ни куда от этого не денешься. Потому что ты должен создать семью, вырастить детей и многое, многое другое, что ты должен в обществе и для общества.

Раз в год бывает событие, которое мы ждем с нетерпением: строим большие платы, копим деньги. Конечно же, это – ОТПУСК. И вот здесь каждый волен сам выбрать, как провести отведенное тебе обществом время. Чтобы через месяц отдохнув, набравшись сил, вновь приступить к своим обязанностям человека и гражданина.




Автор этих строк третий год Железный конь подряд (2003г, 2004г,2005г) данное время проводит верхом на «железном коне» - велосипеде, странствуя по дорогам и тропам Алтайского края. Вот о последнем таком походе и хочется поведать читателям, поделиться впечатлениями, событиями, переживаниями.

Дважды: в 2003 и 2004 годах путь пролегал по следующему маршруту: ЗАТО Сибирский - Бийск - Горно-Алтайск - Усть-Сема - Чемал – Куюс - пока не кончится дорога вдоль р. Катунь - далее через перевал на Чуйский тракт и домой разными дорогами.В 2003году по Чуйскому тракту через с. Алтайское, а в 2004 через пос. Усть- Кан и районный центр Солонешное.

В 2005 году планировался маршрут через Алтай и Монголию до г. Улан-Батора, откуда должен был вернуться на поезде. Однако, пообщавшись по телефону с консулом Монголии, я узнал, что в этой стране практически нет дорог с хорошим покрытием, а мой «железный конь» уже сильно стар и не приспособлен для таких испытаний, да и отпуск не велик по количеству дней. По этой причине маршрут был выбран снова в горы Алтая – к подножию г. Белуха.



Малягин Сергей. Началу путешествия за день предшествовала одна важная встреча, которая состоялась на автомобильной трассе, рядом с ЗАТО Сибирский.

Это встреча с человеком, который воплотил мои мечты, показал, что они реальны своим примером. Путешественник, такой же, как я – любитель велосипеда Малягин Сергей, в одиночку из г. Тюмень ехал покорять Монголию.

Пообщавшись, мы решили, что несколько дней в пути проведем вместе, так как маршруты по Алтаю совпадали, встретиться договорились за г. Бийском на реке Иша.


И так, старт состоялся 24 мая 2005 года из г. Бийска.
Бородин Вадим













Первый день, великолепная погода, отличное настроение, предвкушение встречи с новым другом.
От Бийска до р. Иша примерно 65 километров и в 17 часов я уже на месте. Сергей прибыл около 22 часов, однако это не помешало нам развести костер, поужинать и долго, долго общаться делиться впечатлениями, строить планы.Первый костер с другом
У Сергея была одна очень важная проблема: Собираясь в такое путешествие ни в Тюмени, ни в Москве, оформляя визу, он не мог найти подробной карты Монголии. У меня же она имелась. Была приобретена мною в Барнауле и в первый же вечер, торжественно и с церемонией вручения подарена Сергею.

На что путешественник дал клятву пройти намеченный маршрут и вернуться живым, по возвращении «доложить и предоставить отчет».



Второй день путешествия был одним из самых насыщенных. Заезжали на озеро Ая - купались, наслаждались красотами парковой зоны р. КатуньВъезжаем в Горный Алтай до с. Усть- Сема, на ночь остановились за пос. Черга. Пройдено 110 километров.

В пос. Манжерок мной был приобретен народный музыкальный инструмент – варган, игра на котором осваивалась каждый вечер. Сергей – профессиональный музыкант, имел с собой дудку и выдавал великолепные соло.

Вечером состоялся последний разговор по телефону сотовой связи с любимой супругой. Дальше «Би- лайн» не брал.




Третий день стал одним из самых тяжелых. От пос. Черга до вершины Семинского перевала около 60 километров, и весь этот путь дорога ведет постоянно в гору, не делая тебе ни каких поблажек. Да к тому же дует постоянно встречный ветер, а после обеда пошел град со снегом, Снег на Семинском перевале. температура опустилась до «0» градусов.

Не дойдя до Семинского перевала мы вынуждены были попроситься на ночлег в сторожку коровника за пос. Топучая. Молодой парень- сторож Борис гостеприимно принял нас у себя, затопил печь, согрел воды для чая.

Вечером же нас посетила бригада доярок. Женщины сетовали на деревенскую жизнь, отпаивали нас парным молоком.







Четвертый день. Подъем в 5.00 часов. На улице минусовая температура, На Семинском перевалеснег и полная тишина.
Перед вершиной Семинского перевала дорогу степенно перешли два оленя и скрылись в кустарнике. Сделав несколько снимков на вершине перевала, скатываемся побыстрее в тепло, в низину.

Дорога под горку до самого Онгудая, и ты летишь, не делая ни каких усилий. И только холодный встречный ветер пронизывает тебя насквозь, да коченеют кисти рук, так как постоянно держат ручки тормозов, чтобы не сильно разогнаться, а скорость при спуске возрастает до 60 километров в час.



Перевал Чике-Таман




После затяжного спуска и неспешной езды по долине перед тобой встает перевал Чике-Таман, который ты полностью созерцаешь, находясь у начала подъема, так как перевал буквально прорублен в скалах и серпантином уходит к расщелине между горными вершинами. Подъем хоть и крут по сравнению с Семинским, но более приятен даже при полном отсутствии растительности вдоль дороги.






Созерцаю пер.Чике-Таман


Созерцаем пер.Чике-Таман

К концу дня опять холодает, замерзаем и принимаем решение напроситься переночевать к местным жителям в баню в пос. Малый Яломан.

Встреча с добрым человекомОбойдя весь поселок, все-таки находим доброго человека – предприниматель Геннадий.

Напарились в бане, вкусно поели, крепко поспали. А утром хозяин в дорогу дал нам еще и кусок домашнего вкусного сала, за что я был безмерно благодарен, так как Сергей вегетарианец и сало досталось все мне.







Пятый день. За пос. Иня прощальный обед. Расстаемся с грустью, так как вдвоем в таком путешествии намного веселее.
Сергей отправляется в Монголию
Сергей уходит по Чуйскому тракту к Монголии, а я перехожу по навесному мосту через Катунь и двигаюсь в направлении пос. Тюнгур по живописнейшим местам.

Здесь грозовые тучи восточными тюрбанами висят на снежных вершинах гор и, словно паранджа из тонкого шелка, качают ветром струи мелко моросящего дождя.




Автомобильная дорога до пос. Инегень местами прорезана в скалах. С одной стороны она круто обрывается вниз метров на 50 - 100, а с другой подпирается каменными глыбами. Горная дорогаДвум автомобилям ну ни как не разъехаться. За пос. Инегень дорога заканчивается, переходя в приличную для передвижения тропу.

Весь день сопровождает мелко моросящий дождь с хлопьями снега и низкой температурой, которая заставляет постоянно двигаться вперед – к намеченной цели.

Вечером, когда уже собрался остановиться на ночлег, встретил двух мотоциклистов из спортивного клуба «Триал» г. Барнаул. Вместе установили палатки, поужинали, обменялись впечатлениями. Путешественники сообщили, что в Тюнгуре выпал снег и довольно-таки холодно для хождения в горы. Из-за холода всю ночь в палатке горела свеча, немного согревая и создавая уют.

Шестой день. Ранний подъем, зарядка, пробежка вдоль ручья, прощальный завтрак с экстрималами клуба «Триал» и к вечеру я уже в пос. Тюнгур на базе «Высотник».
Ущелье вдоль дороги
В районе пос. Тюнгур в 1918 году проходили жестокие бои отряда красного командира П. Сухова с белогвардейцами.

В поселке находится братская могила героев - суховцев, а на берегу Катуни на месте сражения памятная гранитная плита.









Седьмой и восьмой дни - ужасны. Постоянно идет дождь, холодно.
Первая попытка дойти до Кучерлинского озера закончилась неудачей, так как пошел не тем берегом реки. Через 3- 4 километра «неправильный» путь привел в дикие непроходимые заросли, где кругом были разбросаны черепа и шкуры животных, а тропа 2- х метровым скачком резко уходила в гору. Это уже позже местные аборигены мне объяснили, что здесь ходят только маралы.

Пришлось вернуться в пос. Кучерла, перейти речку через мост и начать «правильный» путь, постоянно ведя борьбу с самим собой и с желанием отказаться от намеченного маршрута.

Может быть, так я и поступил бы, жалея свое уставшее тело, но мысли о Сергее, который в одиночку штурмует дикую Монголию, мысли о том, что в дальнейшем я себе этого не прощу, заставляли двигаться дальше.

Горы не хотели пускать к себе: потерял нож, дважды впивались клещи, размокла тропа. Велосипед и часть припасов пришлось оставить в кустах - недалеко от памятника молодому коякеру, разбившемуся в водах реки в 2004году.

Ночь восьмого дня провел в зимнике. Зимник- это большой бревенчатый дом с печкой в центре и с деревянными нарами в два этажа по всему периметру помещения. Тепло, сухо, но не так уютно как в родной палатке.

Девятый день. Снова дождь, но отступать уже нельзя.

Поднимаясь выше, встречаю небольшой заповедник - углубление в горной стене с множественными наскальными рисунками. Здесь жили древние люди.

Все чаще попадаются ручьи с не растаявшим зимним снегом. Снег спрессованный, слежавшийся и имеет разные оттенки: синий, розовый, серый. Река тоже меняется - с каждым километром вода светлеет и приобретает голубой оттенок, все чаще попадаются водопады, которые наблюдаю в бинокль на противоположном берегу.

И вот около 18 часов резко стихает уже успевший надоесть шум воды и передо мной открывается бирюзовая гладь Кучерлинского озера.


Кучерлинское озеро

Идет дождь со снегом, вокруг звенящая тишина и только шорох бьющихся на волнах о берег льдинок нарушает спокойствие. Кучерлинское озеро расположено на высоте более 2000 метров над уровнем моря и состоит из двух частей: нижнее - около 1 километра в диаметре и верхнее - через небольшой перекат большей площади. Над перекатом прокинут мост и тропа выводит к тур.базе с вертолетной площадкой.

Гостеприимный администратор базы - Борис (бывший военный) приютил в своем домике, накормил супом, предоставил теплый ночлег.

Утро десятого дня встретило морозом, выпавшим снегом. Озеро покрылось тонким прозрачным льдом.

Хочется задержаться хотя - бы на день, насладиться чарующей красотой природы, которую автор не может выразить и передать читателю словами, но холод заставляет срочно спускаться в низ, к теплу, к людям.

Около 30 километров прохожу почти бегом и в 17 часов прошусь на ночлег в домик пастуха перед поселком Кучерла.

Пастух с радостью соглашается сдать в «аренду» помещение с условием, что я вечером загоню стадо баранов на ночлег, а утром выпущу пастись. Дав ценные указания, пастух ускакал в поселок, а я остался один.

Это была одна из лучших ночей за последние дни: натопил печь, искупался в реке, приготовил ужин и через небольшое окно наблюдал за начавшимся к вечеру снегом и дождем, вспоминал близких и любимых мне людей, строил планы на будущее.

Одиннадцатый день. Хорошее настроение и мысли о возвращении домой портят ноги, которые после столь стремительного спуска и нахождения в постоянном напряжении сильно распухли, суставы отказываются работать и каждый шаг дается с болью. Гостеприимному пастуху в домике оставляю пакетик кофе, сухие завтраки, выгоняю удивленных баранов пастись и медленно спускаюсь к Тюнгуру.

В этот день проехал всего 40 километров и на ночь остановился на ручье в Уймонской степи.

Автомобильная дорогаДалее, два дня маршрут проходит через районные центры Усть- Кокса, Усть- Канн, пос. Яконур. Великолепная дорога, отличная погода, красочные пейзажи.

На четырнадцатый день – 6 июня отмечаю свой «День рождения»: перехожу Келейский перевал и почти постоянно под горку качусь около 80 километров до райцентра Солонешное.

Мысли о близких, родных и любимой заставляют оставшийся путь преодолеть за три дня, и на семнадцатый день путешествия около 11 часов я вкатываюсь в родной Сибирский.

Только через несколько месяцев удалось созвониться с Сергеем, обменяться впечатлениями, и я безмерно радовался, что все закончилось благополучно. Монголия покорена.

А чуть позже по почте были получены диски с фотографиями похода и глянцевый журнал со статьей.

Немного статистики.
Вес всего багажа с продуктами около 30килограмм.
Велосипед «Турист» 1975 года выпуска с небольшими кустарными доработками.
За семнадцать дней пройдено 1200километров.
В пути потрачено 1700рублей.
За весь маршрут только две поломки – два раза прокалывал шины уже перед Сибирским.


Послесловие.

Я неоднократно бывал в Горном Алтае на автомобиле, проезжал теми - же дорогами, видел те же пейзажи, но, путешествуя на велосипеде, совершенно по-другому воспринимаешь действительность. Краски более яркие, ощущения более глубокие.

Может быть и в нашей повседневной жизни они такими должны быть? Несколько дней, проведенных в горах с тяжелейшими экстремальными условиями и запредельной физической нагрузкой, когда ты один на один остаешься с природой, понимая ее величие и ощущая себя ну ни как не «букашкой», а ЧЕЛОВЕКОМ, способным в этой жизни на многое.

Эти несколько дней полностью меняют твое мировосприятие и отношение к жизни. Близкие люди становятся ближе, родные – роднее, многие проблемы кажутся мелочами, а ты способен принимать решения, совершать поступки, на которые раньше не хватало духу, и ты колебался.

Однако все когда-то кончается. Проходит несколько дней, обыденность нашей жизни затягивает, каменные джунгли городка заставляют жить по правилам муравейника.

Ты живешь в обществе дальше, но в душе всегда остается частичка тех изменений, которые ты в себе испытал после возвращения и которые влияют на твою жизнь.