Велопоходы

В_2005                 Велопоход Вадима Бородина,

совершенном с 24 мая по 9 июня 2005 года по дорогам Горного Алтая.

Бородин Вадим

Нитка маршрута
г.Бийск - р.Иша – пос.Манжерок - с.Усть-Сема - пос.Черга - Семинский перевал – п.Онгудай – пер.Чике-Таман – пос.Малый Яломан - пос.Иня - пос.Инегень - пос.Тюнгур (т/б «Высотник»)- пос.Кучерла - р.Кучерла - оз. Кучерлинское - р.Кучерла - пос.Тюнгур - р.ц.Усть-Кокса – р.ц.Усть-Канн - пос.Яконур - Келейский перевал – р.ц.Солонешное – ЗАТО Сибирский.
Продолжительность - 17 дней (с 24 мая по 9 июня)
Протяженность маршрута – 1200 километров.
Вес всего багажа с продуктами - около 30 килограмм.
Снаряжение - велосипед «Турист» 1975 года выпуска с небольшими кустарными доработками.
Техническое состояние велосипеда - за весь маршрут только две поломки - два раза прокалывал шины уже перед Вадим на боевом коне по кличке ТуристСибирским.
Израсходовано денег- в пути потрачено 1700 рублей (в 2005 году).

  • Первый день – 24 мая. Г.Бийск – р.Иша
  • Второй день - 25 мая.р.Иша - оз.Ая - пос. Манжерок - с. Усть- Сема - пос.Черга
  • Третий день – 26 мая. Пос.Черга – д.Топучая
  • Четвертый день – 27 мая. пос. Топучая - Семинский перевал (1717м) – п.Онгудай - перевал Чике-Таман (1295м) - пос. Малый Яломан
  • Пятый день – 28 мая. пос. Малый Яломан - пос. Иня - навесной мост через р.Катунь - пос. Инегень
  • Шестой день – 29 мая. Пос. Инегень - пос. Тюнгур (т/б «Высотник»)
  • Седьмой и восьмой дни - 30 и 31 мая. пос. Тюнгур (т/б «Высотник») – долина р.Кучерла
  • Девятый день – 1 июня. долина р.Кучерла – озеро Кучерлинское
  • Десятый день – 2 июня. Озеро Кучерлинское – долина р.Кучерла – пос.Кучерла
  • Одиннадцатый день – 3 июня. Пос.Кучерла – пос.Тюнгур – Уймонская степь
  • Двенадцатый и тринадцатый день – 4 и 5 июня. Уймонская степь – Усть-Кокса – Усть-Кан - пос.Яконур
  • Четырнадцатый день - 6 июня. Пос.Яконур – перевал Келейский – р.ц.Солонешное
  • 15-16-17 дни – 7, 8, 9 июня. Р.ц. Солонешное – ЗАТО Сибирский
  • Первый день – 24 мая. Г.Бийск – р.Иша (примерно 65 километров).
    Старт 24 мая 2005 года из г. Бийска. Великолепная погода, отличное настроение. От Бийска до р. Иша примерно 65 километров и в 17 часов я уже на месте.

    Второй день - 25 мая. р.Иша - оз.Ая - пос. Манжерок - с. Усть- Сема - пос.Черга ( пройдено 110 километров)
    Этот день был одним из самых насыщенных: заезжал на озеро Ая - купался, наслаждался красотами парковой зоны р. Катунь до с. Усть- Сема. На ночь остановился за пос. Черга. Пройдено 110 километров.
    Вечером состоялся последний разговор по телефону сотовой связи с любимой супругой. Дальше «Би- лайн» не брал.

    Третий день – 26 мая. Температура упала до нуля градусовПос.Черга – д.Топучая (около 50 километров)
    Третий деньстал одним из самых тяжелых. От пос. Черга до вершины Семинского перевала около 60 километров, и весь этот путь дорога ведет постоянно в гору, не делая тебе ни каких поблажек. Да к тому же дует постоянно встречный ветер, а после обеда пошел град со снегом, температура опустилась до «0» градусов. Не дойдя до Семинского перевала вынужден был попроситься на ночлег в сторожку коровника за пос. Топучая.

    Четвертый день – 27 мая. пос. Топучая - Семинский перевал (1717м) – п.Онгудай - перевал Чике-Таман (1295м) - пос. Малый Яломан
    Подъем в 5.00 часов. На улице минусовая температура, снег и полная тишина. Перед вершиной Семинского перевала дорогу степенно перешли два оленя и скрылись в кустарнике. Сделав несколько снимков на вершине перевала, скатываюсь побыстрее в тепло, в низину.
    Дорога под горку до самого Онгудая, и ты летишь, не делая ни каких усилий. И только холодный встречный ветер пронизывает тебя насквозь, да коченеют кисти рук, так как постоянно держат ручки тормозов, чтобы не сильно разогнаться, а скорость при спуске возрастает до 60 километров в час.
    После затяжного спуска и неспешной езды по долине перед тобой встает перевал Чике-Таман, который ты полностью созерцаешь, находясь у начала подъема, так как перевал буквально прорублен в скалах и серпантином уходит к расщелине между горными вершинами.
    Подъем Предупреждающий знак на пер.Чике-Таманхоть и крут по сравнению с Семинским, но более приятен даже при полном отсутствии растительности вдоль дороги. К концу дня опять холодает, замерзаю и принимаю решение напроситься переночевать к местным жителям в пос. Малый Яломан.
                                                                                                                                  Стрелка вверх
    Пятый день – 28 мая. пос. Малый Яломан - пос. Иня - навесной мост через р.Катунь - пос. Инегень.
    За пос. Иня перехожу по навесному мосту через Катунь и двигаюсь в направлении пос. Тюнгур по живописнейшим местам. Автомобильная дорога до пос. Инегень местами прорезана в скалах. С одной стороны она круто обрывается вниз метров на 50- 100, а с другой подпирается каменными глыбами. Двум автомобилям ну ни как не разъехаться.
    За пос. Инегень дорога заканчивается и переходит в приличную для передвижения тропу. Весь день сопровождает мелко моросящий дождь с хлопьями снега и низкой температурой, которая заставляет постоянно двигаться вперед – к намеченной цели. Из- за холода всю ночь в палетке прогорела свеча, немного согревая и создавая уют.
    Шестой день – 29 мая. Пос. Инегень - пос. Тюнгур (т/б «Высотник»)
    Ранний подъем, зарядка, пробежка вдоль ручья, завтрак и к вечеру я уже в пос. Тюнгур на т/б «Высотник».

    Седьмой и восьмой дни - 30 и 31 мая. пос. Тюнгур (т/б «Высотник») – долина р.Кучерла.
    Седьмой и восьмой дни ужасны. Постоянно идет дождь, холодно.
    Первая попытка дойти до Кучерлинского озера закончилась неудачей, так как пошел не тем берегом реки.
    Через 3- 4 километра «неправильный» путь привел в дикие непроходимые заросли, где кругом были разбросаны черепа и шкуры животных, а тропа 2- х метровым скачком резко уходила в гору. Это уже позже местные аборигены мне объяснили, что здесь ходят только маралы.
    Пришлось вернуться в пос. Кучерла, перейти речку через мост и начать «правильный» путь.
    Горы не хотели пускать к себе: потерял нож, дважды впивались клещи, размокла тропа. Велосипед и часть припасов пришлось оставить в кустах - недалеко от памятника молодому коякеру, разбившемуся в водах реки Кучерла в 2004году.
    Ночь восьмого дня провел в зимнике.
    Зимник- это большой бревенчатый дом с печкой в центре и с деревянными нарами в два этажа по всему периметру помещения. Тепло, сухо, но не так уютно как в родной палатке.

    Девятый день – 1 июня. долина р.Кучерла – озеро Кучерлинское.                    Стрелка вверх
    Снова дождь. Поднимаясь выше, встречаю небольшой заповедник - углубление в горной стене с множественными наскальными рисунками. Здесь жили древние люди.
    Все чаще попадаются ручьи с не растаявшим зимним снегом. Снег спрессованный, слежавшийся и имеет разные оттенки: синий, розовый, серый.
    Река тоже меняется - с каждым километром, вода светлеет и приобретает голубой оттенок. Все чаще попадаются водопады, которые наблюдаю в бинокль на противоположном берегу.
    Около 18 часов резко стихает уже успевший надоесть шум воды и передо мной открывается бирюзовая гладь Кучерлинского озера.
    Идет дождь со снегом, вокруг звенящая тишина и только шорох бьющихся на волнах о берег льдинок нарушает спокойствие.
    Кучерлинское озеро расположено на высоте более 2000 метров над уровнем моря и состоит из двух частей: нижнее - около 1 километра в диаметре и верхнее - через небольшой перекат большей площади. Над перекатом прокинут мост и тропа выводит к турбазе с вертолетной площадкой.
    Гостеприимный администратор базы - Борис (бывший военный) приютил в своем домике, накормил супом, предоставил теплый ночлег.

    Десятый день – 2 июня. Озеро Кучерлинское – долина р.Кучерла – пос.Кучерла.
    Утро десятого дня встретило морозом, выпавшим снегом. Озеро покрылось тонким прозрачным льдом.
    Хочется задержаться хотя бы на день, насладиться чарующей красотой природы, которую автор не может выразить и передать читателю словами, но холод заставляет срочно спускаться вниз, к теплу, к людям.
    Около 30 километров прохожу почти бегом и в 17 часов прошусь на ночлег в домик пастуха перед поселком Кучерла
    Это была одна из лучших ночей за последние дни: натопил печь, искупался в реке, приготовил ужин и через небольшое окно наблюдал за начавшимся к вечеру снегом и дождем, вспоминал близких и любимых мне людей, строил планы на будущее.
                                                                                                                                 Стрелка вверх
    Одиннадцатый день – 3 июня. Пос.Кучерла – пос.Тюнгур – Уймонская степь.
    Хорошее настроение и мысли о возвращении домой портят ноги, которые после столь стремительного спуска и нахождения в постоянном напряжении сильно распухли, суставы отказываются работать и каждый шаг дается с болью. Я медленно спускаюсь к Тюнгуру.
    В этот день проехал всего 40 километров и на ночь остановился на ручье в Уймонской степи.

    Двенадцатый и тринадцатый день – 4 и 5 июня.Трасса вдоль реки Уймонская степь – Усть-Кокса – Усть-Кан - пос.Яконур.
    Далее два дня маршрут проходит через районные центры Усть- Кокса, Усть- Канн, пос. Яконур.
    Великолепная дорога, отличная погода, красочные пейзажи.

    Четырнадцатый день - 6 июня. Пос.Яконур – перевал Келейский – р.ц.Солонешное
    На четырнадцатый день – 6 июня отмечаю свой «День рождения»: перехожу Келейский перевал и почти постоянно под горку качусь около 80 километров до райцентра Солонешное.

    15-16-17 дни – 7, 8, 9 июня. Р.ц. Солонешное – ЗАТО Сибирский.
    Мысли о близких, родных и любимой заставляют оставшийся путь преодолеть за три дня, и на семнадцатый день путешествия около 11 часов я вкатываюсь в родной Сибирский.
                                                                                                                                 Стрелка вверх

Свои предложения и комментарии Вы можете оставить в Гостевой книге.