Детские
походы

Лето 2002 год. Турбаза"Уба".

Камышлинский водопад 

Возраст детей- 12-17 лет
Численность группы - 24 человека (20 детей, 2 руководителя, 2 инструктора).
Продолжительность похода - 9 дней.
Протяженность- около 70 км.
Сроки похода - 01-09 июля 2002 года.

График похода:
1 день - отъезд из ЗАТО Сибирский,прибытие на т/б "Уба"
2 день - радиальный выход на водопад и родник около деревни Уба
3 день - пребывание на турбазе,подготовка к походу
4 день - т/б "Уба" - Талдинские пещеры (переезд на ГАЗ-66)
5 день - радиальный выход на Талдинские пещеры
6 день - Талдинские пещеры - Камышлинский водопад (пеший переход, протяженность - 18 км)
7 день - Камышлинский водопад - т/б "Уба" (сплав по реке Катунь)
8 день - пребывание на турбазе "Уба"
9 день - отъезд с т/б "Уба", прибытие в ЗАТО Сибирский

     Для многих ребят именно сегодня начинается их первый поход, их первое путешествие в горы, в чудесный мир Горного Алтая. И хотя с нами едут несколько человек,которые уже были там в прошлом году, всех не покидает ожидание чего-то необычного. Впрочем, как и всегда, когда едешь в горы.

     Вот уже тронулся автобус, позади остались машущие руками родители и друзья. А впереди - 9 удивительных дней, которые навсегда изменят отношение ребят к окружающему их миру и поделят их жизнь на две половины: ту, что была "до" и будет "после" похода. И девчонки, которые уже были ТАМ, запевают немного бестолковую, смешную песенку, привезенную ими год назад ОТТУДА:
     Еду на танке,
     Вижу корову
     В шапке-ушанке,
     С рогом здоровым.
     - Здравствуй, корова,
     Как поживаешь?
     - Ду ю спик инглишь?
     - Чё обзываешь!
И все подхватывают эту песенку, повторяют за запевалами каждую строчку.

     Путь наш лежит через Барнаул: нужно заехать в АКЦДЮТУР (Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма), пересесть на другой автобус, в котором с нами поедет инструктор. Но вот и первая неожиданность (поверьте, в нашем путешествии их будет немало). Автобус не пришел, и нам приходится ждать долгих три часа до его появления. Но наконец-то мы едем на базу.

     До турбазы "Уба" добрались только в восьмом часу вечера. Нас ждали готовые деревянные домики и горячий ужин. В заботах и хлопотах незаметно пролетел вечер. Уставшие от долгой дороги, мы улеглись спать. Но выспаться нам, руководителям, не удалось.
     Мы проснулись от стука и криков. Время - 3 часа ночи, на улице льет как из ведра. Нехотя оделись и выползли посмотреть, что же там происходит. На крыльце соседнего домика в одних трусах стояли трое наших ребят . Это они долбились в дверь и кричали: "Открой дверь!" Оказалось, они пошли в туалет, дверь захлопнулась, а в домике безмятежно спал, ничего не слыша, еще один мальчик. Сон его был настолько крепким, что как мы ни стучали, разбудить его так и не смогли. Запасной ключ от домика, конечно, есть. Но висит он на складе, акладовщица живет в деревне, до которой 40 минут ходу. Пришлось идти за ножом и отгибать им гвозди, которыми были прибиты штапики, чтобы выставить стекла. Наконец, мокрые, замерзшие мальчишки очутились внутри домика. Долго еще из их комнаты слышались голоса.
Наутро мы поняли, почему. В отместку за крепкий сон, они измазали Зайцева зубной пастой, а голову - шампунем. Пришлось тому прямо с утра принимать ванну в холодной горной речке.
     Вот и утро. Ясное, чистое. О ночной непогоде напоминают только лужи на дорожках и мокрая трава. После завтрака ребята стали рваться куда-нибудь пойти. Один из инструкторов повел нас к небольшому водопаду, что находился недалеко от деревни Уба и к роднику. Мы шли и с ужасом думали о том, как же мы пойдем по маршруту. Всем было тяжело идти: гудели и не хотели передвигаться ноги, воздуха не хватало, а сердце пыталось выпрыгнуть из груди. Нам, не сталкивающимся в обычной жизни с физическими нагрузками, даже небольшой подъем казался нескончаемым. Забегая вперед, скажу, что все наши опасения были напрасными: за два дня мы адаптировались и к высоте, и к давлению, и к нагрузкам, так что идти нам было не так уж сложно.
     Вид на долину КатуниС высоты открывался удивительный вид: вокруг лес, горы (еще не очень высокие, с покатыми вершинами, покрытые лесом), а между ними течет красавица-Катунь, полная, широкая, могучая, издали спокойная, но с белыми бурунами на перекатах. И над всем этим - голубое бездонное небо. Красота, от которой захватывает дух.

     Весь следующий день был посвящен сборам в поход. На складе мы получили снаряжение и продукты. Со снаряжением было проще: его сразу же раздали каждому на руки. С продуктами оказались сложности: нам выдавали крупу россыпью, отмеряя килограммы и ссыпая ее в большие мусорные пакеты. Пришлось идти в деревню, покупать целлофановые мешочки и все фасовать.
     Кроме традиционных круп, тушенки, консервов и прочих необходимых продуктов, мы получили молочные йогурты, бисквитные рулеты, повидло, 12 трехлитровых банок сока, 3 кг сливочного масла и целый мешок картошки. Ребята переносили все продукты в наш домик, и когда мы к нему подошли, то не могли попасть внутрь: все было завалено продуктами. Как это все унести? Да и нужно ли? Столько мы все равно не съедим, а только протаскаем на себе. И будет не поход, а смерть туриста. Поэтому мы составили меню на каждый день похода, взяли только самое необходимое, а остальное оставили на базе до нашего возвращения.

     С утра все были возбуждены: нам предстоял переезд до Талдинских пещер на самой популярной машине Горного Алтая - ГАЗ-66. Ведь именно она, эта машина, единственная, которая может проехать по тем дорогам. И вот мы грузимся: в кузов закидываются рюкзаки не только наши, но и еще одной группы, которая пойдет пешком. А сверху садятся наши ребята. Лучше всех было тем, кто лежал на рюкзаках, а вот сидящим было не очень удобно: ноги зажаты, тесно, не повернуться.
     О поездках на ГАЗ-66 уже сложены легенды. Но одно дело слышать рассказы других, и совсем другое - испытать это на себе. Сначала все нравится, каждую кочку встречают визгом и писком. А потом у всех одна мечта: чтобы наконец закончилась эта тряска, чтобы скорее доехали до точки назначения. После обильных дождей последней недели, машина не раз буксовала. И тогда мы, глядя вниз, со страхом думали, что придется вылезать. А куда, если колеса на треть погружены в грязную жижу? Но, каждый раз трудяга-ГАЗ сам выбирался из передряг. Не доехали мы метров 500, машина все-таки встала. Их нужно было пройти пешком.
     Это были незабываемые 500 метров. За спиной - тяжелый рюкзак, в руках - обувь. А мы идем босиком, проваливаясь на 15-20 сантиметров в грязь вперемежку с мелкой щебенкой. Можно было бы, конечно, пройти в обуви, но ее потом пришлось бы мыть и долго сушить, а так только ноги помыли. Пока поставили палатки, пока сварили покушать - наступил вечер. Вот когда у ребят появилась возможность почувствовать походную романтику - разговоры у костра и песни под гитару.

     На следующий день похода мы пошли в радиальный выход в Талдинские пещеры. Пещеры эти возникли очень давно и, вероятно, в них когда-то жили первобытные люди. Сейчас пещеры частично обустроены - кое-где в них проведен свет, в месте самого неудобного подъема – в "Орлиной пещере" стоит лестница. Если поднять голову и посмотреть на потолок этой пещеры, можно увидеть рисунок летящего орла. Но, на самом деле, это не рисунок. Изображение парящей птицы появилось естественным путем, это известковые отложения, возникшие в результате стока воды.
     Мы бродили по пещерам целый день. Поднимались на вершину горы, спускались ниже. Девочки, которые были в них в прошлом году, хотели найти ту пещеру, которая им наиболее запомнилась. И, наконец, увидели вход в нее. Точнее - выход. Год назад они вышли из пещеры именно в этом месте. А сейчас мы здесь входили.
     Мы спускались по наклонной вниз. Сначала - инструктора, за ними - дети, а в конце - мы, руководители. Спуск становился все круче, стены сходились все уже. И вот мы уже пробираемся среди нагромождения камней. Уже не видно входа в пещеру, уже не падает свет. Фонарики почти все погасли - сели батарейки, и мы спускаемся куда-то, неведомо куда, под землю в полной темноте. Жуть. На одном особенно сложном участке встречаем Васю Шмагельского. Он стоит с фонариком и каждому объясняет: правую ногу сюда, левую - туда, держитесь за меня и спускайтесь. И вдруг где-то далеко впереди слышим крик: "Смотрите, свет! Ура, выход!" Очень страшно стало тогда, когда все уже закончилось: а если бы что-нибудь случилось с детьми? Хорошо, что все обошлось благополучно. Уже потоп, после возвращения на базу мы узнали название этой пещеры - "Шкуродер". Точное название, ведь проход там очень узкий и со всех сторон торчат острые камни - пока пролезешь, всю шкуру обдерешь.
     А когда мы вышли из этой пещеры, нас ожидало удивительное зрелище: за время нашего пребывания под землей, выпал огромный град, около полутора сантиметров в диаметре. Такого града мы еще никогда не видели. Он лежал на земле плотным слоем и выглядел как огромное белое покрывало, от которого в воздух поднимался пар. Что тут началось! Мы бегали, брали град в ладоши и бросали в воздух. Жаль, что на фотографии этого не видно: помешал туман.
     Вернувшись в лагерь, мы увидели печальное зрелище. Пока мы бродили по пещерам, прошел дождь. Походное дежурствоВещи, правда, не намокли, так как были накрыты целлофаном, а вот с дров лилась вода. И вновь нас удивил Вася, который очень ловко, несмотря на сырость, развел костер, нарубил еще дров и поддерживал огонь, пока не сварили ужин.
     А тем временем инструктора соорудили походную баню. Сложили печку-каменку, вложили в нее дрова и затопили. Вокруг поставили шесты и привязали к ним целлофан. Спустя несколько часов, камни раскалились - баня была готова. Заходишь в такую баньку, поливаешь камни водой и паришься еще лучше, чем в бане обычной. Попарился, погрелся - намыливайся. И беги смывать мыло в Катунь. Вода в ней хоть и холодная, но после бани ничего не страшно, даже приятно.

     Шестой день нашей поездки был, наверно, самым тяжелым. Нас ожидал 18-километровый переход вдоль Катуни с рюкзаками. Конечно, мы уже ко всему адаптировались, да и рюкзаки были не такими тяжелыми, как два дня назад. Но все-таки идти предстояло немало, а многие ребята не отличались большой выносливостью. За них мы очень переживали. Именно в этот день каждому предстояло проверить себя на прочность и решить, кто он: нытик, который опускает руки перед трудностями или человек, способный, несмотря ни на что, эти трудности преодолеть.
     Первый час идти было весело и приятно. Светило солнце, по пути попадались ягоды земляники и смородины, которые мы срывали мимоходом и тут же отправляли в рот. На привале ребята выглядели веселыми и довольными. Неприятности начались через несколько минут после выхода на второй отрезок пути. Внезапно начался ливень. Тогда всем стал ясен смысл выражения "льет как из ведра". Мы не успели даже достать дождевики, как были уже насквозь мокрые. Струйки воды текли за шиворот, стекали по спине, и скоро мокрым стало все, включая нижнее белье. На последующих привалах ребята даже не хотели снимать рюкзаки: с ними было теплее.
     Трудный переход выдержали все. Никто не ныл, никто не бросал рюкзак. Ребята сплотились, поддерживали друг друга, помогали кто чем мог. И вот, наконец, мы увидели деревянные домики турбазы "Царская охота". Значит, конец пути близок, осталось пройти совсем чуть-чуть до Камышлинского водопада. Ребята развеселились, улыбались и шутили. Примерно на полпути между базой и водопадом нам встретилась группа людей. На наш вопрос: "Далеко ли до водопада?" - они ответили: "Еще столько же", чем вызвали взрыв веселого хохота, ведь мы прошли уже больше 15 километров. Переодевшись в сухое, мы обнаружили, что у многих ребят нет сухой обуви. Как же им не хотелось обувать мокрые кроссовки на сухие носки. Выход нашелся. На носки надевали целлофановые пакеты, а уже потом - обувь, так что ноги оставались сухими.
     Несколько ребят вместе с инструкторами пошли в деревню Барангол. Путь к ней лежал через турбазу "Царская охота". Это элитная туристическая база, мы проходили через нее вечером, когда отдыхающие собрались на развлекательную программу. По базе ходили мужчины в костюмах и галстуках и женщины в вечерних платьях. Они с удивлением смотрели на нас, а мы на них. Возникал вопрос: кто из нас счастливее? Эти люди, вроде бы отдыхающие, но не отказавшиеся от цивилизации, или мы, бродяги, грязные, с целлофановыми носками, но довольные и счастливые.

     Ночь на Ивана КупалуНаступившая ночь была тоже необычной. Это была наша последняя ночь в палатках, и, кроме того, это была ночь накануне Дня Ивана Купалы. Мальчишки изображали дикарей-папуасов. Обвязавшись папоротником, они носились по лагерю, перепрыгивая через все, что попадалось им на пути. А потом вновь были песни у костра, разговоры до самого утра. А стоило нам только лечь спать, как на нас свалилась палатка. Это Вася выдернул колышки, ведь в ночь накануне Ивана Купалы можно делать все, что хочется. Он ожидал, что ребята проснутся и вылезут из палаток, но его ожидания не оправдались: измученные дорогой, они беспробудно спали. Тогда Вася полез в сложенные палатки мазать спящих зубной пастой. Но и это не помогло - никто не просыпался. Побродив по лагерю, Вася, расстроенный, что его проделка не удалась, сам полез спать.
     Утром никто не хотел просыпаться. Ребята выползали из палаток не выспавшиеся, опухшие. Настоящее «утро в китайской деревне». Даже шутки не помогали. А между тем нас ждал очень насыщенный день. Это был день 7 июля - День Ивана Купалы. Многие навсегда его запомнили, ведь не каждый год проводишь этот праздник таким образом.

     После завтрака мы пошли на Камышлинский водопад. Водопад - это всегда красиво, это одно из самых удивительных чудес, придуманных природой. Находясь у водопада, забываешь обо всем на свете, и погружаешься в какое-то особое состояние. Вот и ребята, побывав на водопаде, стали немного другими - более спокойными и философски настроенными.
     Нас вновь ждала дорога. Нам необходимо было перейти по подвесному мосту на правый берег Катуни на турбазу "Царская охота", куда должны были привезти рафты. Мост этот доставил немало переживаний некоторым членам нашей группы. При движении он качается, и хотя можно держаться за перила, чувствуешь себя не очень устойчиво. А где-то внизу, под мостом, шумит Катунь. И если смотришь вниз, видишь бешеное течение реки, кажется, будто тебя несет этот неукротимый поток.
     На турбазу мы вышли вовремя, а вот рафты пришлось ждать очень долго. Мы сидели у дороги, под стеной турбазы. Вначале было весело: пели песни под гитару. Кому-то из ребят пришла в голову забавная мысль: поставить шапку. Так и сделали. Перевернули ведро, положили на него шапку, а рядом повесили записку на туалетной бумаге: "Мы бедные туристы. Про нас забыли, и не хотят забирать. Кушать нам нечего, и носки у нас из целлофана". Ребята много хохотали, а проходящие мимо люди смотрели на нас с удивлением. Потом петь надоело. Пошел дождик, сначала легкий, потом все сильнее. Достали большой целлофан, развернули его как крышу над головой. Под другой целлофан сложили вещи. Когда убирали ведро, в шапке нашли 5 рублей: кто-то все-таки пожалел "бедных туристов" и положил нам на пропитание.
     Сплав по Катуни.Наконец-то привезли рафты. Мокрые, замерзшие, одевали мы спас жилеты. Сплав, которого все так долго ждали, начался. Мы прошли через два порога - Мунский и Манжерок, через Капитанскую бочку. Воды было много, и все получили максимум экстрима. Сколько раз нас крутило! Однажды на волне рафт встал вертикально, но затем благополучно опустился на воду. Если бы только не было дождя! Но он шел, не переставая. Мы получили настоящего Ивана Купалу - нас поливало и сверху и снизу. Когда мы подплыли к месту нашего назначения, все ужасно устали и замерзли, ведь мокли мы три часа. Все мечтали о горячей бане, которая ждала нас на базе, и об ужине. Но мечтам нашим суждено было сбыться лишь на половину: ужином нас накормили, а вот бани мы не дождались - сгорел котел. Так и уснули наши ребята, не дождавшись возможности помыться. Сказалась усталость после бессонной ночи и работы на сплаве.

     Баня у нас была на следующий день, но не на базе, а дома у женщины-банщицы. Она затопила нам свою баню, деревенскую. Конечно, в ней было тесно, да и время на помывку было ограничено. Но все-таки это была баня, такая долгожданная после похода. А после бани было еще одно долгожданное событие - посвящение в туристы, которое приготовили нам наши инструктора. Ребятам пришлось побегать, попрыгать, поесть туристической кашки и выпить особого чаю. Наградой за все эти труды стала печать на лбу, подтверждающая высокое звание туриста, и грамота, подтверждающая его.

     А утром все стали собирать свои вещи. В этот день мы уезжали. Было пролито немало слез. Конечно, все соскучились по дому, но как же не хотелось уезжать, расставаться с горами, расставаться с друзьями. Да, ребята сдружились. Из дома они уезжали каждый сам по себе, а возвращались уже сплоченной группой. Теперь, встречаясь на улице или в школе, они уже не проходят равнодушно мимо. Их объединяет нечто большее, чем просто знакомство - прожитые вместе дни, преодоленные вместе трудности.

     Еще долго после возвращения домой нам казалось, что там, у горизонта, за облаками скрываются горы. И как же хотелось, чтобы этот мираж стал явью. Для многих ребят, сходивших в Горный Алтай, это чувство станет привычным, потому что они будут возвращаться в горы снова и снова, впитывая в себя красоту родной земли, открывая для себя каждый раз что-то новое, неизведанное, но такое прекрасное и незабываемое.

 

Свои предложения и комментарии Вы можете оставить в Гостевой книге.